ГРЯДЁТ ВРЕМЯ ТЬМЫ...  

Так уж повелось, что написать рецензии на полюбившийся фильм всегда несравнимо сложнее, нежели на фильм, который оставил вас совершенно равнодушным или откровенно не понравился. В этих случаях всегда можно прибегнуть к четким и неоспоримым фактам – которые, в любом, в общем-то, фильме, всегда неумолимо работают против режиссера: то тут бросится в глаза неправильная деталь, то тут реплика персонажа покажется неподходящей, и т.д. и т.п. Разрушать, как гласит народная мудрость, всегда легче, чем созидать – тем более, что частенько рецензентам или фанам, в результате чисто субъективной неприязни к фильму, частенько вообще не хочется видеть в подсудимой ленте положительных моментов.

Что ж, в случае с киноэкранизацией четвертой книги Джоанн Роулинг, эти дешевые трюки отправляются в утиль, равно как и такие мелочи, как непредвзятость и объективность – ибо любовь, она на то и любовь, что с первого взгляда, навсегда и несмотря ни на что.

Однофамильцы

Скажите: остались ли в аудитории еще те несчастные, которые питают бесплотные иллюзии относительно идентичности книги и ее экранизации? Если нет, то замечательно. Если да – что ж, друзья, для вас наступают темные и тяжелые времена…

Уже после третьего фильма стало кристально ясно: киновселенная ГП окончательно и бесповоротно отделилась от книг, свернув в другую – не противоположную, но, тем не менее, сильно отличающуюся – сторону. Политика максимально возможной верности первоисточнику с вырезанием определенных (считай – маловажных для основной сюжетной линии) моментов осталась достоянием доброго кудесника Коламбуса. Каждая новая книга о мальчике-волшебнике (за исключением, конечно, "Полукровного Принца") настолько больше своей предшественницы, и одновременно настолько пропитана важнейшими в последствии деталями и подробностями (это не говоря о такой "мелочи", как атмосфера), что простой монтаж и в теории не может это осилить. Привыкайте: теперь каждая новая книга не просто сокращается, а полностью переделывается: хронология, мотивация, причинно-следственные связи – все это создается с нуля. После "Тайной Комнаты" фильмы ГП – это не близнецы книг, и даже не дальние родственники. Однофамильцы, не более.

Те, у кого с этим имеются проблемы (а среди нас, фанов, таких, я уверен, немало), в случае с "Огненной Чашей" обречены на глубочайшее разочарование, годы ненависти, злопыхательства и безостановочных проклятий в адрес режиссеров, сценаристов, продюсеров, киностудии и Дж.К.Роулинг (за то, что разрешила подобное безобразие). Такова жизнь, и, к сожалению, в этом плане чудес не бывает: получить в фильме одновременно и подробный сюжет, и отличных персонажей, и неповторимую атмосферу книги – да еще и в крайне сжатое экранное время – нереально. Приходится выбирать два из трех – и не в пользу сюжета.

Посему, если вы мечтаете именно о хорошей экранизации – смиритесь, "Огненная Чаша" вас обязательно расстроит. Если же вам удастся сознательно отключить свой мозг, забыть о книге (кроме самых общих деталей, необходимых для осознания сюжета) и попытаться подойти к фильму совершенно, абсолютно непредвзято… Что ж, вполне возможно, что четвертый фильм о Гарри Потере окажется всем, о чем вы так долго мечтали.

Франкенштейн

Раз мы уже упомянули теорию создания сценария, то перейдем к практике – а именно, к "хронологии, мотивации и причинно-следственным связям". Что ж, уж с чем-чем, а с этим у фильма Майка Ньюэлла полный порядок. Сюжет фильма выполнен настолько хорошо, насколько вообще возможно сделать монолитный фильм из череды вырванных из контекста эпизодов: действия персонажей обоснованны, события плавно ведут от одного к другому (и, хотя частенько такие "переходы" отличаются от книжных аналогов, притягивания "за уши" вы здесь не найдете), а количество мест, для понимания которых необходимо знакомство с книгой, сведено к минимуму (пожалуй, за исключением "приори инкантем", таких моментов больше и не было).

В целом, фильм можно достаточно условно разделить на три части, каждая из которых очень органично перетекает одна в другую: это, вы не поверите, начало, середина и конец. Начало представляет собой предельно сжатый, а потому переданный в бешеном темпе, ввод в интригу книги: смерть Фрэнка, кубок по Квиддичу, письмо от Гарри к Сириусу, прибытие заморских гостей и выбор чемпионов занимают, дай Бог, пол часа. Затем следует неожиданно продолжительная середина – а именно, динамичная и неизменно позитивная часть повествования, в которую попадают триумфальный поединок с драконом, рождественский бал и второе задание (а также все между ними). И, наконец, под завязку набитая разухабистым экшеном концовка. Все просто и доступно.

Зато, отдав должное первоисточнику в виде импорта самых основных поворотов сюжета и некоторых "поощрительных" деталей (вроде "возрастной линии" Дамблдора или нервозного поведения Невилла на уроке с Шизоглазом Хмури), режиссер Ньюэлл откровенно берет оставшееся экранное время в свои руки и уже делает с ним абсолютно все, что хочет, дабы передать настрой и атмосферу книги. И делает это на пять с плюсом, поверьте мне.

Кстати, на этом месте стоит упомянуть, что, как ни странно, большая часть "фоновой" информации, так радовавшая нас в четвертой книге, волшебным образом перекочевала и в фильм. Правда, поймать ее рядовому зрителю будет сложновато; тем не менее, если очень внимательно слушать все диалоги и обрывочные реплики, то каждый желающий сможет сложить для себя удивительно полную картину истории Лонгботтомов, Барти Крауча мл., Каркарова и т.д.

Сам за себя

Итак, как же обошлись Майк Ньюэлл и сценарист Стивен Клоувс со всем, что не вошло в категорию "Совершенно жизненно необходимое событие из книги"? Если в двух словах –очень нагло. =)

Ни один режиссер ГП до Ньюэлла не осмеливался добавлять в фильм столько материалов исключительно "от себя": и речь идет не о своеобразной интерпретации книжных событий (ола, сеньор Куарон!), а именно об откровенной отсебятине. Исключительно импровизационные сцены встречаются здесь на каждом шагу, как то: проказы близнецов, неожиданные "неловкие" диалоги между персонажами (а-ля Тарантино) или неожиданно растянутое появление Миртл – все это занимает действительно много времени (собственно, стабильные 70-80% той самой "середины"). Ужас, скажете вы?

Ничуть. Как это ни удивительно, каждая "инновационная" сцена работает отлично – да что там отлично, большинство из них вызывает настоящий восторг. Фанатам Фреда и Джорджа (а так же близнецов Фелпс) гарантирован продолжительный экстаз от их циничных комедийных этюдов, а за диалог между только что помирившимися Гарри и Роном я готов поставить Стиву Клоувсу памятник при жизни.

Вообще, комедия в "Огненной Чаше" – отдельная история. Если бы мне год назад сказали, что я буду, как маленький, заливаться хохотом над исключительно молодежным юмором (большая часть которого, конечно, относится к подростковым проблемам героев, вроде приглашения на бал) в фильме о Гарри Поттере – я бы ни за что не поверил. А гляди ж: практически каждая, даже самая маленькая шутка – начиная с ненормально "земных" приставаний Миртл, и заканчивая новоприобретенной привычкой Снейпа выдавать ученикам звонкие подзатыльники – вызывает бурный восторг всего зала, и ВПС в том числе. При этом, в отличие от экскурсов Коламбуса (любовью которого были взрывающиеся перья и персонажи, ни с того, ни с сего падающие в обморок), эти импровизации никак не принижают героев и не выставляют их как-либо глупее или проще, чем они представлены в книге. И даже в непродолжительном, но "хлестком" обмене комментариями, относительно парадной мантии Рона (сразу перед балом), можно узнать именно тех, старых добрых, книжных Гарри и Рона.

Арифметика четвертого класса

Конечно же, самыми сложными для принятия и рассмотрения являются не те сцены, что были целиком взяты из книги (как, например, второе задание), и даже не нововведения режиссера (они легко определяемы и посему сразу отсеиваются) - а то, что было в общих чертах позаимствовано из первоисточника, а потом полностью перепето на новый лад. Идеальным образчиком подобной сцены является Рождественский Бал: все давно знают, что должно было произойти и к чему привести. Но вот как?..

Что ж, могу заверить: к подобным сценам мистер Ньюэлл проявляет ничуть не больше уважения, чем когда вставляет в фильм свои собственные затеи. Многие вещи нарочито делаются наоборот и строго поперек тому, как написано в книге: фразы, которые недвусмысленно "кричались", говорятся шепотом; реплики меняют персонажей; реакции героев переделываются на прямо противоположные. Многих это, конечно, возмутит и оставит недовольными. Но, как это ни удивительно, если по окончании эпизода оглянуться назад, то частенько оказывается, что ощущения после него идеально совпадают с теми, что уже переживались в этом моменте книги.

Видимо, если поменять не один компонент уравнения, а все сразу, то эффект оказывается идентичен оригинально задуманному: минус на минус, как известно, дает плюс… =)

Метод Станиславского

Все это неминуемо оставалось бы глубокой теорией, если бы не замечательный актерский ансамбль фильма. Не думал, что я когда-либо это скажу, но факт есть факт: в "Огненной Чаше" каждый из трио главных актеров – впервые! – сработал действительно ВЕЛИКОЛЕПНО. Не знаю, что пришлось Майку Ньюэллу сделать с Дэном Рэдклиффом и Рупертом Гринтом, чтобы они резко избавились от какой-либо фальши в каждой – даже самой маленькой – реплике, но эффект оказывается на лицо: в четвертом фильме им действительно веришь, сочувствуешь и сопереживаешь. Ну а про то, какие горизонты таланта открылись в Эмме Ватсон после сцены на балу, я, пожалуй, промолчу – посмотрите сами, тут все очевидно.

Второстепенные персонажи, по большей части, тоже поработали на славу: Хагрид, профессор МакГонаголл и профессор Снейп все еще так же идеальны для своих ролей, как и были с самого начала. Пожалуй, на мой вкус Шизоглаз Хмури получился немного слишком сумасшедшим, да и Дамблдор временами перебарщивает со всплесками эмоций (хотя далеко не так сильно, как можно было решить по трейлерам); но все находится в пределах разумного. Даже те из персонажей, актеры для которых, как изначально казалось ВПС, были подобраны жутко – как Франсе де ля Тур (Мадам Максим) – и те выглядят на 100% в своей тарелке и к середине фильма не оставляют и тени сомнения в их аутентичности.

Из несомненных достоинств режиссуры хочется отметить то, что практически каждый второстепенный персонаж в фильме "открыт" по максимуму (в пределах возможного, конечно). Почти каждому мало-мальски значимому герою досталось по монологу, в которых удивительно точно передались его роль и поведение во всей книге – будь то великолепная в своей отвратности Рита Скитер, или загадочный профессор Снейп. Жаль, что относительно мало экранного времени досталось лапочке Флер и Барти Краучу–старшему; но, в конце концов, нельзя требовать от режиссера ВСЕГО сразу. Ведь так?.. =)

Пожалуй, единственным промахом (исключительно по ИМХО автора статьи, конечно) стал никто иной, как Ральф Файнс – Тот-Кого-Нельзя-Называть. Скорее всего, он действовал исключительно по команде режиссера, который хотел показать нам злобного, энергичного и совершенно чокнутого Вольдеморта. Мое понимание этого персонажа немного отличается от приведенного выше, а посему, особого удовольствия от сцены на кладбище я, все же, не получил. А жаль...

Дело техники

Ну и, уж раз мы взялись анализировать четвертый фильм ГП как отдельное КИНО, то нельзя не обсудить два первоначальных атрибута каждой кинокартины – режиссура и видеоряд. Здесь ВПС готов часами петь дифирамбы маэстро Ньюэллу, ибо… он просто очень хороший режиссер.

Правы, исключительно правы были господа из БиБиСи, когда размыто рассказывали про то, как Майк Ньюэлл "доводит каждое возбуждение фильма до потрясающей развязки". Черт побери, лучше и не скажешь: каждый напряженный момент непременно вышибает у зрителей восхищенное "УХ!". Сцена с выбором четвертого чемпиона поставлена просто великолепно, а шок и паника Гарри настолько передаются зрителям, что кажется – вот-вот, и у самого не выдержат нервы. Удивительно хороша и сцена с первым заданием, ну а триумфальное возвращение Гарри на метле по неприкрытому восторгу зрителей затыкает за пояс любой американский "патриотический" флик (вы ведь знаете, о чем я говорю: "Армагеддон", "Ядро Земли" и т.д.).

Картинка и эффекты просто великолепны, ни больше, ни меньше. Цвета и движение камеры выверены самым скрупулезным образом, и хоть второе не производит такого сильного эффекта, как у Куарона, но зато не вызывает и малейшего сомнения в уровне профессионализма оператора. Все четко, как часы. Визуальные эффекты и пейзажи – вообще из области фантастики. Затуманенный лабиринт с замком и облачным небом на фоне просто просится на обои; ну а от далекого плана дракона, приземлившегося на Хогвартс, автор этих строк просто стек на пол. Без преувеличения… =)

Диагноз

И снова, возвращаясь к началу статьи, приходится признавать: непроизвольную и безграничную любовь к фильму нельзя сформулировать или обосновать. Она заставляет видеть только хорошее – так же, как ненависть может заставить видеть только плохое. Посему, я вполне допускаю, что кто-то из тех, кто останется недоволен четвертым фильмом ГП (а такие уж наверняка найдутся), сможет написать рецензию и побольше этой, в которой, по тем же самым пунктам, разнесет фильм в пух и прах.

Но, все-таки, перед тем, как посмотреть это кино, вспомните мой совет. Забудьте о книге, на экранизацию которой вы идете. Пусть вас не смущают упущенные сцены или забытые детали; заранее простите режиссеру и сценаристу все изменения и добавления и приблизьтесь к фильму с открытым воображением. Просто помните любимых персонажей, атмосферу и ваши собственные ощущения после прочтения гениальной книги Дж.К.Роулинг.

И, поверьте, тогда фильм "Гарри Поттер и Огненная Чаша" станет фильмом вашей мечты.

Браво, маэстро Ньюэлл, браво!

Оценка рецензента: 9/10


Информация взята с ссайта>>>

Hosted by uCoz